Глазами Луи

15 октября отмечается Международный день белой трости. Сегодня у нас в гостях Григорий Силин, который состоит с 2000 года в местном отделении Всероссийского общества слепых.

IMG_7002

-Григорий Иванович, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, где учились, работали?

— Я местный. Родился в Мончегорске в августе 1954 года в семье рабочих. Отец трудился на комбинате «Североникель», мать – в пожарной части. В 1961 году пошел в школу №14, затем учился в школе №17, окончил ее в 1971 году. После школы устроился на работу в пожарную часть, а потом пошел в армию, служил в Ленинграде и в Мурманске в автомобильных войсках. Начал рядовым, а демобилизовался офицером запаса. Вернулся с армейской службы в 1974 году. Сперва устроился в спасательный отряд, а когда его расформировали, на станцию техобслуживания. После нее двадцать один год отработал водителем в энергоцехе комбината «Североникель». В 1977 году женился, и в 1998-м развелся. У меня трое детей. Старшая дочь Люба живет в Карелии. Младшая дочь Лена и сын Анатолий – в Мончегорске. Есть у меня и пятеро внуков.

-Как складывается общение с семьей?

-Хотя я и живу отдельно вместе со своей собакой Луи, тем не менее с семьей общаюсь постоянно. Созваниваемся, встречаемся.

-По профессии вы водитель. Двадцать один год трудового стажа – немалый срок. Расскажите о своей работе…

-Я ветеран труда. Работал на городском участке, в горводоканале. Сидел за рулем разных машин, в основном, поливо-моечных, но и людей перевозил. Работа сложная, но интересная.

-Какой вы по характеру?

-Одним словом – оптимист. Не люблю грустить, печалиться. Хочу жить полной жизнью.

-Как попали в общество слепых?

-В 2004 году стал терять зрение. Гулял однажды с собакой (тогда у меня была другая собака – боксер), встретил знакомого, который спросил у меня: «В общество идешь?» А я и не знаю, о каком обществе он говорит. Тогда он рассказал, что у нас в Мончегорске действует общество слепых, и я решил прийти. К тому же идти было недалеко. Пришел, познакомился со всеми и остался. И ни разу не пожалел! Общество слепых мне во многом помогло.

-В чем, например?

-Во-первых, это, конечно, общение. Во-вторых, возможность заниматься самыми разными увлечениями. Но самое главное – общество слепых в 2007 году направило меня по путевке в Волоколамск в Центр реабилитации слепых. Он является ведущим в России реабилитационным учреждением для инвалидов по зрению. Там я прожил три месяца. Одно из основных направлений работы Центра – социальная реабилитация слепых. Там нас учили навыкам самостоятельной жизни, навыкам самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарным трудовым навыкам, то есть всему, что позволит нам, инвалидам по зрению, вернуться к полноценной, активной жизни. Много внимания уделялось и психологической реабилитации. Есть в Центре и отделение профессионального обучения. Там учат макраме, плетению из ивового прута (лозоплетению), вязанию на спицах, ремонту обуви, резьбе по дереву, переплетному делу, пчеловодству, практическому цветоводству с основами овощеводства, обучают инвалидов по зрению  пользованию персональным компьютером. Я познакомился с резьбой по дереву, научился лозоплетению, машинописи, походил на компьютерные курсы. Но больше всего  мне понравилось пчеловодство —  много узнал о пчелах. Оказывается, держать их намного сложней, чем, к примеру, корову.

-По возвращении удалось в деле приобретённые навыки применить?

-У меня есть друг детства Петрович. Он живет под Санкт-Петербургом, и я к нему приезжаю летом. После возвращения из реабилитационного центра я предложил ему установить на участке один улей, но, к сожалению, наши пчелы погибли, так что пчеловодов из нас не  получилось.

-Помимо путевки в реабилитационный центр, какие ещё возможности открылись для вас в обществе слепых?

-Мне очень понравился скалодром, попробовать покорить который нам предложили в Апатитах совместно с отделом по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями. Также участвуем в проекте «Тандем» и ходим по воде на каяках, ездим на велосипеде-тандеме. Раз в неделю можно ходить в бассейн, где у нас есть своя дорожка. Даже выступали в областных соревнованиях по плаванию среди инвалидов по зрению. Я трижды занял первое место на разных дистанциях и один раз – второе. Уже второй год занимаюсь танцами. Занятия на базе общества слепых проводит член нашей организации Евгений Бошняков. С танцевальным номером «Аргентинское танго»  даже выступали на Всероссийском фестивале Всероссийского общества слепых «Танцевальные узоры», который проводился в Уфе.

-С вами живет ваша собака-поводырь. Расскажите, как она у вас появилась?

-Сейчас таких собак зовут не поводырями, а проводниками. Моего пса зовут Луи. Ему восемь лет. Я получил эту собаку  по специальной федеральной программе. Луи обучали  в специальной школе по подготовке собак-проводников, которая находится в Подмосковье. Он очень умный. Каждый день мы с Луи ходим по городу. Он знает множество маршрутов и отводит меня в магазин, поликлинику, аптеку, бассейн, общество слепых или в парикмахерскую. Я говорю ему, к примеру: «Луи, «Яблоко» — и Луи ведет меня в магазин «Яблочко». Он ведет меня по пешеходным тротуарам, огибая все препятствия. Подходя к проезжей части, я говорю ему: «Переход», и мы переходим дорогу. Машины Луи не пропускает, потому что по правилам все водители должны уступать дорогу слепому человеку, особенно если он идет с тростью и собакой-проводником. Это касается не только переходов на светофоре, а любого места на дороге. Подходя к проезжей части, инвалид по зрению должен выставить впереди себя трость, показав тем самым, что дорогу переходит слепой человек.

-Все водители вас пропускают?

-Не всегда, не все. Видимо не знают этого правила. Также в другие общественные места,  магазины, к примеру, слепой человек может заходить с собакой-проводником, даже не смотря на запрет входа с животными. Но и здесь иногда приходится сталкиваться с непониманием.

-Как окружающие люди реагируют на вас? Предлагают ли помощь?

-Предлагают. Я считаю, что люди внимательней стали относиться к инвалидам. Например, бывает, что Луи «закрутит» меня на улице так,  что я теряю ориентацию, мне достаточно спросить у любого прохожего: «Где я нахожусь?», и мне объяснят. Мы идем дальше. Однажды пошли в парикмахерскую на Царевского, а Луи повел меня в железнодорожную кассу. И повел меня через Металлургов, да еще и по диагонали! Иду и не могу понять: с одной стороны машины, с другой. Подошла ко мне женщина и говорит: «Вы, наверно, не туда попали!»  И отвела меня до самого места – до парикмахерской. В магазинах частенько помогают. Подходят сами, спрашивают: «Вам помочь?».

-На ваш взгляд, городская среда стала более адаптированной для маломобильных групп граждан, для инвалидов по зрению?

-Я считаю, что да. Изменения существенные: во многих местах (магазинах, городских учреждениях) установлены перила, сделаны пандусы.

-Чем увлекаетесь?

-Вырезаю кухонную утварь: ложки, поварешки, копилки. В последнее время слушаю аудиокниги. Люблю детективы, исторические романы. Среди моих любимых авторов Джеймс Хедли Чейз, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, Ги де Мопассан, Майн Рид, Дмитрий Балашов, Валентин Пикуль, Юлиан Семенов, Ю Несбё. Я и раньше много читал.

-Сложно ли было привыкнуть к тому, что вы перестали видеть? Или с этим вообще невозможно освоиться?

-Привыкнуть – не то слово. Скорее приспособиться. Психологически очень  тяжело, но здесь в обществе слепых, мы друг друга поддерживаем, настраиваем на позитивный лад. Это важно, потому что жизнь-то не заканчивается! Еще важно, чтобы было какое-то дело, чтобы человек чем-нибудь был занят!  Мы живем одной семьей.  Я общаюсь со многими людьми, живущими в других регионах. По их рассказам я сделал вывод, что наше общество слепых по той работе, которую  оно проводит, лучше всех! Большое спасибо за это нужно сказать нашему председателю – Наталье Филипповне Горбенко.

Статья опубликована в газете «Мончегорский рабочий» № 82 от 14 октября 2017 г.

Автор текста: Ирина Рогозина

Фото: Александр Николаев