Настя покорила москвичей

Одним из открытий парамузыкального фестиваля, который проходил в конце ноября в столице, стала мончегорка Настя Прилепина. 15-ти летняя школьница выступала в театре Российской армии с Президентским оркестром России. Ее номер -вальс Делиба стал творческим объединением трех жанров: вокального, балетного и симфонического искусства. Насте посчастливилось выступать с солистами Театра классического балета Н. Касаткиной и В.Василева: заслуженной артисткой РФ Мариной Ржанниковой(Сванильда), Николаем Чевычеловым(Франц) и Алексеем Конкиным (мастер кукол Коппелиус). Обаятельная семиклассница в белоснежном платье не только спела, но и олицетворяла куклу Коппелию. И этим незрячая с детства девушка покорила зал. Ей, одной из немногих участниц этого международного фестиваля, зрители кричали «браво». А она, всегда бесстрашно выходящая на сцену, впервые ощутила волнение перед закулисной толкотней,непривычно длительным многоголосым шумом перед концертом и этим, наверное, большим замершим залом.Если бы она могла видеть…как внимательно слушали ее зрители, какое у них было выражение лиц, с какой заинтересованностью они наблюдали за сюжетом сказки. И были в этом зале не только родители и педагоги, но и профессионалы-музыканты и vip-персоны, известные всей России.
И никто, кроме мамы и Настиного педагога по вокалу Светланы Михайловны Слуцкер, не догадывался, что пришлось пережить девочке накануне фестиваля.
Как обычно, худсове отбирал исполнителей по предоставленным материалам: и детский хор, и вокалистов. Из трех отосланных Прилепиными произведений худсовет выбрал вальс Делиба. ДЛя Насти это было приятной неожиданностью. Уже в Москве обычно невозмутомая девочка даже расплакалась… Соединить музыку, балет и пение предстояло за одну ночь.
-Здоровый, взрослый человек, с устоявшейся психикой и то не каждый выдержт такое, потому что это очень большая ответственность, -призналась Настин педагог Светлана Михайловна.- А тут подросток. Какая реакция будет? Как она себя поведет? Я очень переживала. Руководитель Президентского оркестра и дирижер Антон Орлов пошли нам навстречу. За ночь переделали партитуру так, как надо было исполнительнице.Три концерта подряд. Последний был самым удачным: оркестр, солисты балета и Настя выступили очень гармонично. Все прошло на «ура!». Мы привезли дипломы, подарки, уверенность в своих силах, и, конечно, радость и удовольствие от общения с профессионалами.
После концертов Настя давала интервью московским журналистам, общалась с мурманскими телевизионщиками, которые ради нее на несколько дней покинули столицу Заполярья.Уставала, но рядом были мама и Светлана Михайловна и все тревоги уходили на второй план. Вернулась в Мончегорск Настя одухотворенная.
Вначале было слово
А началось все одиннадцать лет назад с Мончегорской первички ВОС.Маленькая, робкая, боязливая девочка пришла с мамой, боясь чужих голосов, чужих людей.
-Было ей очень сложно,-говорит председатель местного ВОС Н.Ф.Горбенко,- сначала учились разговаривать. Чем чаще встречались, тем лучше было для Насти. Мы хотели, чтобы ребенок получал воспитание, чтобы с ним занимались педагоги. С большим трудом устроили ее в коррекционный детский сад для слдабовидящих детей №25 «Светлячок». В группе было только два полностью незрячих ребенка: Настя и Яна Решетко.
Благодаря педагогам, девочки получили необходимые навыки для учебы. Но в Мурманской области школы-интерната для детей с проблемами зрения не было. Год девочки сидели дома. За это время председатель регионального отделения ВОС В.В.Чирков добился, чтобы на базе школы-интерната №3 в Мурманске открыли класс для детей с ослабленным зрением и тотально слепых. Так Настя оказалась в областном центре.
Музыкальный талант открылся у нее, когда РО решило послать семью в реабилитационный центр в Норвегию(сотрудничество с ним у северян давнее). Там надо было представить страну, показать, что умеет ребенок. Когда Настю готовили к поездке, Наталья Филипповна попросила художественного руководителя ансамбля «Играй, гармонь» ДК В.В.Леймана послушать девочку и разучить с ней несколько песен. Виктор Владимирович отметил абсолютный слух Насти и согласился с ней позаниматься. Занятия были не часты, (Настя училась в интернате), в основном, по выходным и на каникулах. В своей студии Лейман записал с ней альбом, так как девочка уже выступала на городских и областных конкурсах и фестивалях. Затем последовали российские и международные конкурсы. Искала их в Интернете помощник председателя РО Н.Н.Быкова. Мончегорцы готовили документацию, делали заявку, отсылали информацию о Насте на отброчные туры. И она проходила.
Послужной список
Первое выступление на сцене у девочки было в 2009 году. Она приняла участие в областном открытом фестивале творчества детей и подростков «Возьмемся за руки, друзья» как солистка ансамбля «Играй, гармонь». В 2011 году Прилепина -лауреат 4 международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. В 2012-м Настя-номинант международной премии «Филантроп».Присуждается эта премия за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства.
В мае 2013-го она — участник Х международного фестиваля «Москва встречает друзей», организованного международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. Возможно, послужной список девочки не велик, но с каждым концертом она взрослеет, больше узнает жизнь, набирается опыта, общается с ровесниками и потихоньку совершенствует свое мастерство. Благодаря заинтересованности в ее судьбе председателя первички, Настя попала в мончегорский ГЦК к педагогу по вокалу С.М.Слуцкер. Теперь она член коллектива солистов ансамбля «Бельканто», занимается академическим вокалом, который диктует свои правила. Нужно развивать певческое дыхание, правильные позиции звука, владеть техникой исполнения, знать многих композиторов и их произведения.К сожалению, удается это Насте нечасто. Она учится в Мурманске и в родном Мончегорске бывает редко.
— А жаль, — сетуют в голос и Горбенко, и Слуцкер.-Настя-очень старательная ученица, другим бы зрячим да ее старание! Слух-абсолютный. Уши для нее все: и глазки, и окружающий мир. Сейчас у Насти -высокоесопрано. С взрослением голос окрепнет и семья должна обязательно настроить Настю на развитие таланта.
Увлечения — разносторонние
Накануне фестиваля мы встретились с Настей у нее дома.Собака Уня радовалась гостям и демострировала свои способности, охотно выполняя команды девочки.
-Настя, когда ты поняла, что пение тебе нравится?
-Лет в 6, наверное, еще в детском саду.Я пела с удовольствием. А заниматься с учительницей начала только в прошлом году.Мечтаю научиться играть на фортепиано. А когда вырасту, буду учителем русского языка и литературы, чтобы учить таких же детей, которые не видят, как и я..
К разговору подключается мама:
-Настя очень любит читать по Брайлю. Не слушать аудиокниги, а читать самой. Она бы и спортивными мероприятиями увлеклась, но к сожалению, в школе этого нет. Зато будучи в санатории в Пятигорске она научилась плавать. Я говорю, скоро будешь на соревнованиях защищать честь нашего общества. В школе в Мурманске сейчас стали заниматься с ней на фортепиано- с частным педагогом. Недавно купили ноутбук, в обществе нам помогли установить звуковую программу. Дочь зарегистрировалась в контакте. У нее появилось много друзей и она теперь общается,.
Летом мы ездим в деревню в Псковской области. Там озеро. Мы отдыхаем на природе. Берем с собой эти огромные брайлевские книги. Читаем по программе художественную литературу, рассказы, журнал «Литературные чтения». Хотим сейчас еще уклон сделать на английский язык.
-Настя, мама сказала, что ты аккуратистка?
-Да, я люблю порядок.За собой всегда убираю, посуду мою. Вещи кладу на место. Гулять люблю.Сейчас, правда, в интернете много времени провожу.
-А маме помогаешь?
-Конечно. Обычно, когда она готовит, режу лук, морковку, посуду мою, пироги с ней пеку, выкладываю на противень.
По натуре своей Настя веселый, подвижный и интересный человек. Любит читать приключения и смешные рассказы. В людях ценит такие качества как честность, справедливость, доброта. Считает, что человек должен отвечать за себя и свои поступки сам, уметь дружить, не обижать других. Не прочь она заняться и спортом. Только как, если мама далеко, а в школе-интернате «нянек» нет? Даже в бассейн поехать не с кем. Любит Настя уроки физкультуры на лыжах и благодарна учительнице, с которой даже с горки может вместе съехать. Пыталась научиться кататься на велосипеде. Вспоминая об этом, обе с мамой смеются:
-Он не захотел с нами дружить. Нужен тандем, а по одной никак у нас не получается.
Зато в Норвегии Настя быстро освоила самокат и получила его в подарок. «Норвежский друг», как они его называли, послужил и «обмалел». Сейчас у Насти новый самокат. Но в планах еще и… ролики.
-Будем осваивать, -поддерживает мама.-Не получится, что-нибудь еще придумаем.
— Трудности у вас с дочкой есть?
Мало общения. Она хочет погулять сходить на улицу с подружками. В бассейн ездить. А как? Я в Мончегорске, она — в Мурманске. Бытовые трудности такие же, как и у всех тотально слепых. Я сейчас волнуюсь о будущем, как и что ждет мою дочь. Пока у меня силы и здоровье есть, хочется дать ей все, что в моих возможностях. Настя любит стихи. В Мурманске выиграла конкурс чтецов. Всегда участвует в интеллектуальном марафоне, ищем ответы на вопросы вместе: и в интернете, и в книгах..
Для Насти сейчас главное -занятия в школе и вокал. К сожалению, школа ориентирована на глухих и слабовидящих. Для слепых очень мало занятий…
Эпилог
Говорят, дома и стены помогают. Пока, Насте, действительно, помогают мончегорцы. Поездки на различные фестивали оплачиают спонсоры: то Кольская ГМК, то администрация города, то частные предприниматели. Много труда вложили в организацию музыкального образования девочки и первичка ВОС, и РО. Талант надо развивать — и это должны понять и родители, и педагоги. Помочь юной вокалистке, дать ей шанс добиться успеха на своем поприще — это будет самым большим подарком судьбы для мончегорской школьницы.

Людмила Карху, Мрнчегорск

«Наша жизнь»

Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>