Если бы была Красная книга редких профессий, то настройщик пианино, попал бы на в нее точно. Таких специалистов сегодня можно пересчитать по пальцам, не только в Мурманской области, но и во всей России. Этой профессии нигде не обучаются, а знания передаются от мастера к мастеру. Не хочется верить, что на смену настоящим добротным пианино и роялям придут электронные собратья. Настройщик Анатолий Петрович Садовников, считает, что классические инструменты никуда не исчезнут, а хорошо звучащее фортепиано по-прежнему будет пользоваться уважением и спросом.
Встреча членов организации с человеком такой редкой профессии прошла 18 марта в секторе литературы по искусству Центральной городской библиотеки.
Анатолий Петрович дитя войны, родился в городе Казань в 1945 году. Его родители-фронтовики, жили очень скромно. И хотя Толя с детства на слух мог подобрать мелодию, пианино ему не покупали, это было очень дорого. Но у старшей сестры был простенький аккордеон, и мальчик самостоятельно стал учиться играть, потом два года занимался с музыкантом, который показал ему модные аккорды. Анатолий стал играть популярные песни того времени («Марина», «Я иду по Уругваю» и др.). В шестнадцатилетнем возрасте он успел поработать на казанской пианинной фабрике, именно там он начал получать опыт настройки инструментов. Потом была армия. После службы Анатолий устроился работать в детский кинотеатр (г. Казань) и перед сеансами играл на аккордеоне. Все посетители уходили на кинопросмотр под «Марш славянки».
Молодой человек поступил в Казанское музыкальное училище, на хоровое отделение, но проучившись два года взял «академ». Плохо давалось сольфеджио. Потом была мастерская по ремонту инструментов, но заказов было мало, а деньги были нужны. И Анатолию посоветовали ехать на север, там много музыкальных школ и настройщики очень нужны. Так в 1971 году Анатолий Садовников оказался в Мончегорске. Пришел в нашу музыкальную школу и его тут же взяли. Работа связана с постоянными командировками (Кировск, Оленегорск, Ловозеро). И педагоги, и дети понимают, как сильно от работы Анатолия Петровича зависит звучание инструмента. Ведь нужно сделать так, чтобы каждая нота попадала в тон, чтобы человека, севшего за пианино, ничего не отвлекало от музыки.
Я боец невидимого фронта.
Есть и про меня немало лент.
В Лондоне, Париже и Торонто
Вам возьмусь настроить инструмент
Утром вы пришли — и все готово.
Если хочешь-Баха приглашай.
Доброе хочу услышать слово,
Слышу я: «Петрович, не мешай!»
Получайте премии, медали,
Я пойду посплю остаток дня.
Но на чем бы гении играли,
Если б рядом не было меня!
Это стихотворение написал наш герой. Первый литературный опыт был еще в школе. Одноклассникам и друзьям нравились юморные стихи, просили продолжения. Но потом стало не до этого. И только в начале девяностых Анатолий Петрович вспомнил о своем детском увлечении. Стал активно сочинять, но издался впервые в 2008 году. В его творческом багаже стихи как для детей, так и для взрослых. Неплохое знание литературы и ироничный взгляд на мир позволяет автору обращаться к самых разнообразным жизненным темам. И, конечно, поэзия А. Садовского рассчитана на читателей, обладающих чувством юмора.
Анатолий Петрович подарил две своих книги нашей библиотеке. С изданиями, полученными в дар, можно познакомиться в Центральной городской библиотеке. Хочется сказать слова благодарности Анатолию Петровичу за интересную встречу и щедрый подарок. Надеемся, что подаренные книги не только займут свое место на книжной полке, но и найдут своего читателя.
Татьяна Ксенофонтова, заведующий сектором литературы по искусству Центральной городской библиотеки